Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 



на главную

"Слово о полку Игореве" и культура его времени. Работы последних лет / Ред. Т. Шмакова. СПб.: Logos, 1998. 528 с.

Первое издание книги ""Слово о полку Игореве" и культура его времени" вышло в свет в 1978 г. Книга является монографическим исследованием, подводящим итоги многолетней работы автора над изучением одного из самых значимых произведений древней русской литературы. Отдельные наблюдения ученого над текстом памятника, сделанные им открытия, изложенные в ряде работ, вышедших ранее, приобрели в данной монографии форму обобщения, возникшую на стыке самых разных методов и подходов в изучении произведения, что, в свою очередь, позволило Д.С. Лихачеву выстроить концепцию, описывающую как природу самого памятника, так и раскрывающую специфику эстетического строя всего русского средневековья.

За двадцать лет (3-е изд. вышло в 1998 г.) появилось немало новых материалов и исследований, с учетом этого в книгу были внесены существенные изменения и дополнения. Уже во втором издании были исключены полемические главы как потерявшие свой интерес для широкого читателя. Некоторые главы, например "Княжеские певцы по свидетельству "Слова о полку Игореве"", печатаются в новой редакции.

Вместе с тем в 3-е издание книги включены новые главы, вошедшие в раздел "Работы последних лет". Рассмотрим некоторые из них.

Вопросам художественной структуры памятника посвящена глава ""Слово о полку Игореве" как художественное целое", в которой художественное единство текста рассмотрено с точки зрения наличия в нем множества различных художественных "скреп" (поэтических, стилистических, композиционных, смысловых и т.д.).

Отмечая ряд новгородских черт в "Слове о полку Игореве", которые должны быть приняты во внимание при изучении памятника (см. главу "Новгородские черты в "Слове о полку Игореве""), Д.С. Лихачев предупреждает, что предложенные им соображения о новгородских чертах в "Слове" не должны "вести к каким-либо категорическим выводам об авторе и происхождении "Слова"".

В главе "Предположение о диалогическом строении "Слова о полку Игореве"" ученый делает попытку (подчеркнем, именно попытку) прочесть "Слово", разделив текст между двумя певцами. Несмотря на всю гипотетичность такого взгляда, Д.С. Лихачев все-таки отмечает, что предположение о "диалогическом" характере "Слова" может объяснить некоторые аспекты в структуре памятника, в "поэтике повторов".

Ряд глав ("Средневековый символизм в стилистических системах Древней Руси", "Слово и изображение в Древней Руси") посвящен средневековой книжности в целом, подчеркивается, что "литература имела в Древней Руси чрезвычайно сильную зрительную изобразительность", а "изобразительное искусство постоянно имело своими сюжетами произведения письменности". Рассматривая символические толкования и символические отношения в Средневековье, автор пишет, что "каждый раз символизм имеет свои особенности, так же как свои особенности имеют в различные эпохи пути его преодоления". В главе ""Повествовательное пространство" как выражение "повествовательного времени"" Д.С. Лихачев переходит к рассмотрению того, как иллюстраторы Древней Руси "вырабатывали чрезвычайно искусные приемы для передачи литературного повествования". На примере двух знаменитых произведений иллюстративного искусства - Радзивиловской летописи XV в. и Лицевого свода Ивана Грозного середины XVI в. - он ярко показывает, какими способами древнерусские миниатюристы стремились преодолеть повествовательную статичность изобразительного искусства в передаче развивающегося действия, развить повествовательные возможности живописи и создать в живописи некоторое "преодоление времени".

Содержание: Предисловие. С. 9-11; "Слово о полку Игореве" и особенности русской средневековой литературы. С. 12-47; "Слово" и художественный стиль эпохи. С. 47-82; Исторические и политические представления автора "Слова о полку Игореве". С. 82-164; Летописный свод Игоря Святославовича и "Слово о полку Игореве". С. 164-200; К вопросу о "Слове о полку Игореве" как историческом источнике. С. 201-206; Устные истоки художественной системы "Слова". С. 206-262; Княжеские певцы по свидетельству "Слова о полку Игореве". С. 262-266; Поэтика "Слова о полку Игореве". С. 267-279; Художественное время в "Слове". С. 279-282; "Свет" и "тьма" в "Слове о полку Игореве". С. 283-287; Катарсис в "Слове о полку Игореве". С. 287-292; "Пирогощая" "Слова о полку Игореве". С. 292-310; Сон князя Святослава. С. 311-316; История подготовки текста "Слова о полку Игореве" к печати в конце ХVIII в. С. 316-362; Работы последних лет: Новгородские черты в "Слове о полку Игореве". С. 365-373; Предположение о диалогическом строении "Слова о полку Игореве". С. 373-401; Идеологический фон литературного произведения. На примере "Слова о полку Игореве". С. 401-406; Каким был автор "Слова о полку Игореве? С. 406-414; "Слово полку Игореве" как художественное целое". С. 414-446; Средневековый символизм в стилистических системах Древней Руси. С. 447-458; Слово и изображение в Древней Руси. С. 458-477; "Повествовательное пространство" как выражение "повествовательного времени". С. 478-509; Русская культура нового времени и Древняя Русь. С. 509-527.

(М.А. Федотова)