Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 



на главную


Русская культура. М.: Искусство, 2000. 438 с.

Эта книга - посмертное издание очерков Д.С.Лихачева, написанных им в разное время и по разным поводам, но неизменно содержащих независимый личный взгляд автора на проблемы русской культуры на протяжении ее тысячелетнего существования. Принцип рассмотрения культуры как целостной среды сочетается с утверждением принадлежности русской культуры - универсальной европейской культуре, полемизируя с представлениями о "евразийстве" Руси. Выделены два основных русла русской культуры: одно - идущее от Византии - духовно-церковное; второе - от Скандинавии - государственное. Отмечая в европейской культуре ее универсализм, личностность и свободу, автор отмечает, что на Руси они дополнялись соборностью, склонностью к духовному совершенству и терпимостью в национальных отношениях. Рассуждая о роли монастырей в истории культуры, Д.С.Лихачев отметил особую важность "делания", "трудов многих" как основы монастырской жизни (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский) и практически полный отказ от жизни насельников милостыней (как это бывало в европейской традиции - Франциск Ассизский, например).

Полемизируя с расхожим предрассудком о "безграмотности" в средневековой Руси, автор приводит обширные материалы, подтверждающие высокий уровень письменной культуры: сотни берестяных грамот, авторами которых были рядовые мужчины и женщины Новгорода, десятки тысяч рукописных книг и записи в них, которые делались на протяжении всей истории их бытования и т.д. Значительное место отведено в книге размышлениям о Максиме Греке - "первом русском интеллигенте", как называет его Д.С.Лихачев, вкладывая в это понятие европейскую образованность и интеллектуальную свободу личности. В последующие эпохи такими интеллигентами были Сумароков, Новиков, Радищев, Карамзин, декабристы. В 20-м столетии - Павел Флоренский, ученые (в том числе университетские преподаватели и коллеги Д.С. Лихачева), подвергавшиеся репрессиям в 30-50-х гг., А.И.Солженицын. Этому типу людей всегда противостояли, по мнению автора, "полузнайки", агрессивные, ограниченные, ищущие материальных выгод и власти.

Особое внимание проявлено в этой книге к судьбам русской провинции и "великим малым городам". Рассуждая о высокой роли краеведения в сохранении исторических свидетельств, ландшафтов, архитектурных ансамблей, Д.С.Лихачев вводит и раскрывает понятие "экологии культуры". Включенные в эту часть книги очерки призваны раскрыть все грани этого нового понятия, глубокую связь этического и эстетического начал жизни.

Размышляя о значении тысячелетней письменной культуры восточного славянства, автор уподобляет литературу громадному защитному куполу, поднявшемуся над Русью и ставшему нравственным щитом, общим для России, Украины и Белоруссии. Характеризуя древнерусскую литературу, Д.С.Лихачев отметил присущие ей особенности: внешний "консерватизм", анфиладный принцип построения, метафоричность и "негромкость голоса". Подчеркнута глубокая связь средневековой и новой русской литератур в очерках, посвященных творчеству Пушкина, Достоевского, Л.Толстого, Лескова. Приведены замечания автора о русском языке - письменном и устном, о научном языке и об этике научной работы.

Большой интерес представляет раздел книги, посвященный изобразительному искусству, его происхождению и природе, связям профессионального искусства с народным творчеством.

Один из очерков, написанных 90-летним Д.С.Лихачевым, озаглавлен "О жизни и смерти" и имеет форму записей-воспоминаний и размышлений о старости, долгожительстве, о смерти, об итогах жизни.

В двух последних очерках Д.С.Лихачев рассуждает с историософской точки зрения о значении русской культуры в современном мире и об отношении русского и чужестранного. Книгу отличает особая доверительность тона автора и корректность его выводов.

Содержание: Культура и совесть. С.7 - Культура как целостная среда. С. 9-9-19. - Историческое самосознание и культура России. С. 21-31. - Два русла русской культуры. С. 33-43. - Три основы европейской культуры и русский исторический опыт. С. 45-49. - Роль крещения Руси в истории культуры Отечества. С. 51-65. - Размышления о русской истории. С. 67-79. - Мысли о России. С. 81-89. - Экология культуры. С. 91-101. - Русская интеллигенция. С. 103-125. - Провинция и великие "малые" города. С. 127-157. - Градостроительные заветы Петра Великого. С. 175-183. - Заметки об архитектуре. С. 185-195. - Ценности культуры. С. 197-209. - Разное о литературе. С. 211-263. - Непрофессиональное в искусстве. С. 265-289. - "Мелочи" поведения. С. 291-307. - Про то и про се. С. 309-319. - О науке и ненауке. С. 321-333. - Из прошлого и о прошлом. С, 335-345. - О природе для нас и о нас для природы. С. 347-353. - О языке устном и письменном, старом и новом. С. 355-369. - О жизни и смерти. С. 371-385. - Русская культура в современном мире. С. 387-401. - О русском и чужестранном. С. 403-418. - ПРИЛОЖЕНИЕ. Интервью с акад. Д. С. Лихачевым. С. 419-420.

(О.А. Белоброва)