Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 



на главную


Русские летописи и их культурно-историческое значение.
- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - 499 с. (Переизд. 1966, 1986).

В основе книги "Русские летописи и их культурно-историческое значение" лежит докторская диссертация Д.С. Лихачева, защищенная им в 1947 году.

"Цель книги, - писал Д.С. Лихачев, - дополнить генеалогию летописания общей историей самой работы летописцев, дать историю способов ведения летописания, приемов летописания - всегда различных в зависимости от условий, в которых велось летописание, дать историю летописания, как историю русской исторической и политической мысли".

Д.С. Лихачев разделял в основных чертах гипотезу и взгляды А.А. Шахматова на историю древнейшего русского летописания. Однако, принимая в целом предложенную А.А. Шахматовым схему развития русского летописания, Д.С. Лихачев в своей книге отступал от некоторых из его выводов. Древнейшим летописным повествованием, по мнению ученого, было "Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси", в которое входили рассказы о христианстве Ольги, о первых мучениках-варягах, о крещении Руси, о Борисе и Глебе и о просветительской деятельности Ярослава Мудрого и которое сложилось при Ярославе Мудром в 40-х гг. XI в. (в отличие от мнения А.А. Шахматова, относившего составление Древнейшего летописного свода к 1037-1039 гг.). Также, в отличие от мнения А.А. Шахматова, Д.С. Лихачев считал, что новгородские летописцы заменили текст Повести временных лет в начале новгородской летописи ("Софийский временник") текстом Начального свода не в XV в., а после 1136 г.

"Разысканиями Д.С. Лихачева, - писали В.П. Адрианова-Перетц и М.А. Салмина в "Кратком очерке научной, педагогической и общественной деятельности" ученого, - окончательно снимаются всякие попытки объяснять происхождение русской летописи из византийских или западнославянских источников, в действительности лишь отразившихся в ней на определенном этапе ее развития. По-новому представляет он связь летописи ХI - XII вв. с народной поэзией и живым русским языком; в составе летописей XII - XIII вв. вскрывает особый жанр "повестей о феодальных преступлениях"; отмечает своеобразное возрождение в Северо-Восточной Руси политического и культурного наследия древнерусского государства после Куликовской победы; показывает взаимосвязь отдельных сфер русской культуры ХV - XVI вв. с исторической обстановкой того времени и с борьбой за построение централизованного Русского государства".

Книга Д.С. Лихачева, посвященная русскому летописанию, важна и тем, что Д.С. Лихачев впервые трактовал летопись как развивающийся и изменяющийся жанр, он по праву поставил летопись в ряд литературных памятников исторического жанра.

В приложении к книге Д.С. Лихачев дал общий обзор важнейших списков русских летописей, выделив один из основных летописных памятников - Повесть временных лет. Обзор, носящий справочный характер, и до сих пор не утратил своей ценности.

Результатом научной работы Д.С. Лихачева по изучению русского летописания стало построение систематической истории летописания от возникновения до XVII в.

Содержание (по изданию 1947 г.): Предисловие - С. 3-6; Введение - С. 7-34; Часть I "Начало русского летописания" - С. 35-144; Часть II "Повесть временных лет" - С. 145-172; Часть III "Областное летописание XII-XIII вв." - С. 173-288; Часть IV "Подъем летописания в конце XIV-XV вв." - С. 289-330; Часть V "Спад летописной работы" - С. 331-374; Часть VI "Летопись в XVII в." - С. 375-418; Заключение - С. 419-426; Приложение: Важнейшие списки и группы списков русских летописей - С. 427-479; Именной указатель - С. 480-491; Указатель летописей - С. 492-499.

(М.А. Федотова)