Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 



на главную


Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. 408 с.

Вся книга "Русское искусство от древности до авангарда", все помещенные и отобранные автором для нее очерки пронизаны всеобъемлющей и всепоглощающей гордостью за русскую культуру, за созданные ею творения. Восхищение, поклонение и слова благодарности произнесены в этой книге человеком, который всю жизнь занимался изучением этой культуры, ее осмыслением и освещением, а потому ценить и оценивать ее он имеет право. В книге помещены статьи, уже публиковавшиеся ученым ранее, но они подобраны с такой точностью и направленностью, которые показывают, что Россия всегда была, с одной стороны, страной европейской культуры, а с другой, обладала необычайной самобытностью. "Самая характерная черта русской культуры, - пишет Д.С. Лихачев, - ее вселенность, универсализм. Искусство, созданное русским народом, - это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. Пока живо искусство, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения".

Исследуя ключевые эпохи культурного становления России (Киевская Русь, Новгород Великий, Московское царство времени Андрея Рублева, Русское Барокко и др.), Д.С. Лихачев не только раскрывает своеобразие культурного вклада России в сокровищницу общечеловеческих ценностей, но и его влияние на современное искусство.

В исторической панораме, освещенной автором, выявляется самобытность художественного гения России: всечеловечность, духовность, умение видеть мир с высокой моральной и провиденциальной точки зрения, нравственная поучительность художественного образа, которая прослеживается от иконописи и фресок X-XI веков до произведений русского авангарда, представленного именами Малевича, Гончаровой, Филонова.

Д.С. Лихачев подчеркивает, что тысячелетняя русская культура не замкнута в себе: Россия жила и живет единой жизнью общекультурного космоса, русская культура - открытая культура, она исторически сложилась в системе плодотворного взаимовлияния Востока и Запада, Севера и Юга. В книге получает энергичную отповедь миф о культурной отсталости, "византинизме" допетровской Руси. Общекультурное единство обнаруживает себя в стилистической однородности русского и западного средневековья, Предвозрождения, Барокко.

Сочетая конкретный анализ прославленных шедевров русской живописи и зодчества, памятников литературного творчества (см. статьи ""Повествовательное пространство" как выражение "повествовательного времени"", "Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси") с высотой обзора, Д.С. Лихачев помогает читателю понять неугасающую жизненность художественных традиций великого наследия.

Издание прекрасно иллюстрировано, снабжено большим количеством цветных и черно-белых фотографий. Привлечены уникальные материалы архивов и частных коллекций, опубликованные впервые.

Содержание: Предисловие Витторио Страды. С. 6; От автора. С.7; Россия. С. 11-28; Заметки об истоках искусства. С. 29-32; Средневековый символизм в стилистических системах Древней Руси. С. 33-44; Слово и изображение в Древней Руси. С. 45-64; "Повествовательное пространство" как выражение "повествовательного времени". С. 65-82; Закон цельности художественного изображения и принцип ансамбля в древнерусской эстетике. С. 83-92; Слово о Киеве. С. 93-104; Мировое значение культуры Новгорода. С. 105-154; Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. С. 155-202; Барокко в русской культуре XVII века и реформы Петра I. С. 203-227; Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси. С. 227-240; Соловки в истории русской культуры. С. 241-280; Слово и сад. С. 281-300; Сад и культура России. С. 301-330; Образ города. С. 331-358; Русская культура Нового времени и Древняя Русь. С. 359-395; Примечания. List of illustrations. Summary. С. 396-407.

(М.А. Федотова; редакция издательства "Искусство")