Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 



на главную

Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982. 341 с. (Переизд. 1991, 1998).

Популярность книги Д.С. Лихачева "Поэзия садов", выраженная не только в переизданиях этого труда ученого, но и в переводах его на другие языки (польский, итальянский, японский), объяснима. Д.С. Лихачев рассматривал сад как некоторую эстетическую систему, "систему содержательную, но содержательность которой требует своего совсем особого определения и изучения". Оправданность такого подхода к садово-парковой культуре заключается в том, что сад всегда выражает некоторую философию, эстетические представления о мире, отношение человека к природе.

Прежде всего, Д.С. Лихачев в своей книге убедительно доказал, что формальное деление стилей в садоводстве в отрыве от общего развития культуры на "регулярные" и "нерегулярные" ("пейзажные") несостоятельно. Как ясно из названия книги и двух ее подзаголовков (начиная со второго издания: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст), ученый рассматривает историю садово-паркового искусства в связи с другими искусствами - прежде всего с поэзией и пейзажной живописью. Он особо выделяет то, как "читает" сад тот или иной поэт, что видит поэт в саду. (Д.С. Лихачев показал, что Предромантизм и Романтизм теснее всего связали садово-парковое искусство и с искусством слова, и с искусством живописи.) В садовом искусстве различаются те же стили, что и в общем развитии искусств - "стили, связанные с господствующими идеями и "господствующей семантикой" эпохи". В пределах этих господствующих эстетических идей сады то выдвигаются на первый план, то отступают на второй. Тем не менее, сады, по мнению ученого, "чутко реагируют на все изменения вкусов и настроений общества и сами их в известной степени организуют - особенно в XVI, XVII, XVIII и начале XIX в., т.е. в периоды господства Ренессанса, Барокко (включая Рококо) и Романтизма (включая период, предшествующий Романтизму и связанный с Рококо и Сентиментализмом)".

Рассматривая в истории садово-паркового искусства различные эпохи и стили, обращаясь к материалу разных стран, Д.С. Лихачев, как он подчеркнул это во Введении своей книги, брал страны и эпохи, разумеется, не все, "а только те, что могут помочь что-то объяснить в особенностях русских садов".

Особо следует выделить, что Д.С. Лихачевым было подвергнуто критике представление о том, что в Древней Руси существовали только хозяйственные, утилитарные сады. Отмечая существенные различия между монастырскими садами Древней Руси и западноевропейскими монастырскими садами, автор книги, пишет, что среди реальных садов в Древней Руси, как и на Западе в Средневековье, особенное значение имели именно монастырские сады, где, помимо хозяйственных он выделяет те, что помещались в ограде монастыря и служили как бы образцами рая, и те, что помещались чаще всего за монастырской оградой и связывались с представлениями о священных рощах. Д.С. Лихачев писал, что "смена стилей в русском садово-парковом искусстве подготовляется очень рано и совершается относительно медленно". Даже бурная Петровская эпоха вносит только частичные изменения и дополнения к садовому искусству допетровского времени.

Отмечая в развитии садово-паркового искусства ряд особенностей, ученый прежде всего выделяет "территориальные" изменения (от внутренних монастырских садов до парков в эпоху Романтизма) и "кинетическое" развитие (от райской вечности в Средние века и неизменяемой красоты в эпоху Ренессанса) до "надвижения" диких рощ в эпоху Барокко.

Сад, как заключает ученый, - это прежде всего синтез различных искусств, теснейшим образом связанный с существующими великими стилями и развивающийся параллельно с развитием философии, литературы (особенно поэзии), эстетическими формами быта (по преимуществу привилегированных слоев общества, хотя и не только), с живописью, архитектурой, музыкой, и в побуждении читателя определить этот синтез и раскрыть его содержания и заключается главная задача книги.
.

Содержание: Содержание (Изд. 3. М., 1998): Введение. С. 9-45; I. Сады Древней Руси и западного Средневековья. С. 49-68; Сады западного позднего Средневековья. С. 69-79; II. Сады Ренессанса. С. 83-89; Сады Барокко. С. 90-101; Сады Классицизма. С. 102-114; Сады голландского Барокко. С. 155-135; III. - Русские светские сады ХVII века. С. 139-152; Сады петровского времени. С. 153-187 IV. Начало и происхождение пейзажных садов. С. 191-214; Сады Рококо. С. 215-251; V. Сады Романтизма. С. 255-395; VI. Пушкин и "сады Лицея". С. 399 -417; "Темные аллеи" русских усадебных садов. С. 418-422; Эклектика в садово-парковом искусстве второй половины ХIХ в. С. 423-444; Вместо заключения. С. 445-469.

(М.А. Федотова)