Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 



на главную


Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985. 207 с.(Переизд. 1988, 1989, 1990, 1994, 1999).

Книга Д.С. Лихачева "о добром и прекрасном", составленная в условной форме - 46 писем, обращена и адресована молодому поколению, она рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте поведения и окружающего мира.

Д.С. Лихачев писал в одном из предисловий к книге: "В своей книге <…> я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку и всему обществу в целом. В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому - к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры. Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам".

Каковы темы этих писем? Для этого их нужно просто прочитать!

 

Содержание (М., 1988): Письма к молодым читателям. С. 9-15; Большое в малом. С. 16-17; Молодость - вся жизнь. С. 18-19; Самое большое. С. 20-22; Самая большая ценность - жизнь. С. 23-24; В чем смысл жизни. С. 25-27; Цель и самооценка. С. 28-30; Что объединяет людей. С. 31-41; Быть веселым, но не смешным. С. 42-45; Когда следует обижаться? С. 46-47; Честь истинная и ложная. С. 48-49; Про карьеризм. С. 50; Человек должен быть интеллигентным. С. 51-54; О воспитанности. С. 55-58; О дурных и хороших влияниях. С. 59-60; Про зависть. С. 61-62; О жадности. С. 63; Уметь спорить с достоинством. С. 72-76; Искусство ошибаться. С. 75-76; Как говорить? С. 77-80; Как выступать? С. 81-82; Как писать? С. 83-94; Любите читать! С. 95-99; О личных библиотеках. С. 100-101; Будем счастливыми. С. 102-103; По велению совести. С. 104-105; Учитесь учиться! С. 106-108; Четвертое измерение. С. 109-110; Быть вместе. С. 11-112; Путешествуйте! С. 113-117; Нравственные вершины и отношение к ним. С. 118-119; Круг нравственной оседлости. С. 120-121; Понимать искусство. С. 130-143; О человеческом в искусстве. С. 144-147; О русской природе. С. 148-156; О русской пейзажной живописи. С. 157-160; Природа других стран. С. 161-171; Ансамбли памятников искусства. С. 172-174; Сады и парки. С. 175-182; Природа России и Пушкин. С. 183-189; О памяти. С. 198-203; Память культуры. С. 204-210; Уметь заметить красоту наших городов и сел. С. 211-219; Еще о памятниках прошлого. С. 220-225; Об искусстве слова и филологии. С. 226-233; Космический Эрмитаж. С. 234-235; Путями доброты. С. 236-238.

(М.А. Федотова)