Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 



на главную


Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. 120 с. (Совм. с В. Д. Лихачевой).

Книга "Художественное наследие Древней Руси и современность" написана литературоведом (Д.С. Лихачевым) и искусствоведом (В.Д. Лихачевой, дочерью Д.С. Лихачева), что не случайно, ибо литературоведение и искусствоведение, как сказано в книге, - "это науки, борющиеся со смертью культуры, … они осуществляют связь времен, связь народов, укрепляют единство человечества". При этом глубокое усвоение художественного наследия прошлого, "приобщение его к современной культуре требуют глубокого же и всестороннего исследования". Авторы показали, что в результате открытий и исследований особенно XX столетия Древняя Русь предстала "не как неизменное и самоограниченное семивековое единство, а как разнообразное и постоянно изменяющееся явление". В связи с этим авторы книги представили концепцию, согласно которой новая русская литература и искусство возникли в результате естественного и преемственного завершения длительного многовекового процесса, который происходил в культуре Древней Руси с момента ее формирования.

Д.С. Лихачев в очерке "Своеобразие древнерусской литературы" определил те ценности, которые были созданы древней русской литературой: "чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой и русской литературы нового времени", через богатую переводную литературу древняя русская литература могла усвоить достижения византийской и южнославянской литератур, став впоследствии литературой европейской, при этом создав гибкую и разнообразную систему жанров и удивительно богатый язык литературы.

Показав своеобразие древнерусской литературы, как литературы средневековой, обладающей всеохватывающим внутренним единством, единством темы и единством взгляда на мир, Д.С. Лихачев убеждает читателя, что "древняя русская литература представляла собой ту развитую, широко раскинувшуюся корневую систему, на основе которой быстро смогла вырасти в XVIII в. литература нового времени и к которой могли быть привиты достижения литератур западноевропейских". В книге Д.С. Лихачев раскрывает не только собственные художественные ценности древней русской литературы, отмечая, что в развитии литературы бывают перерывы и замедления (например, замедление в результате борьбы с ересями в первой половине XVI в., или в эпоху Петра I), скачки и "перескоки", но и пытается определить общие линии в развитии всей русской литературы от XI в. и до XX в.: 1) развитие от великих стилей эпохи к литературным течениям (на примере русского барокко); 2) постепенное снижение прямолинейной условности искусства и замена ее более сложными формами условности; 3) увеличение в литературе "сектора свободы", т.е. от слепой традиционности средневековых литературных этикетных форм до традиционности осознанного и сознательного освоения всего литературного прошлого; 4) возрастание личностного начала в литературе; 5) расширение социальной среды литературы и др. Таким образом, Д.С. Лихачев постоянно стремится показать, что новая русская литература связана с литературой Древней Руси многими общими линиями развития. "Начавшись в древней литературе, они продолжают свое существование в новой литературе. При всех частных изменениях и частных движениях главное в развитии литературы остается общим".

Содержание: Введение. С. 3-8. В.Д. Лихачева. Изобразительное искусство: Композиционное единство монументальной живописи и зодчества в Древней Руси. C. 9-21; Своеобразие композиции древнерусских икон. С. 22-33; Особенности оформления древнерусских рукописей. С. 34-43; Искусство художников-копиистов средневековой живописи. С. 44-51; Д.С. Лихачев. Литература: Своеобразие древнерусской литературы. С. 52-70; Пути к новой русской литературе. С. 71-112; Вместо заключения. С. 113.

(М.А. Федотова)