Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 
на главную


Воспоминания о Д.С. Лихачеве
> Лидия Дмитриевна Опульская *


Незадолго до рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева Антон Павлович Чехов отправил своему брату-художнику длинное письмо о воспитанности, ее признаках и условиях. Закончил письмо словами: "Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля … Тут дорог каждый час…" Дмитрий Сергеевич провел так всю жизнь — и когда был "ученым корректором", и когда стал прославленным академиком.

Какая-то особая, изысканная и вместе с тем очень простая интеллигентность, воспитанность, сквозившая в каждой черте, каждом слове, улыбке, жесте, прежде всего поражали и пленяли в нем. Жизнь отдавалась служению высокой науке и культуре, изучению ее, защите — словом и делом. Ибо "счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем языке".

Волею судьбы в годы перестройки Дмитрий Сергеевич был приближен к власти и пошел на это столь странное для кабинетного ученого сближение, чтобы получить возможность оберегать культуру. Не только своего народа. Культуру вообще.

Умение видеть находящееся далеко за горизонтом блистательно проявилось в те двадцать лет (1970—1990), когда Д. С. Лихачев возглавлял редколлегию "Литературных памятников" вслед за выдающимися русскими интеллигентами, академиками С. И. Вавиловым, В. П. Волгиным, Н. И. Конрадом. Слагая полномочия, согласился на роль почетного председателя, чтобы, если понадобится, не дать в обиду любимое детище.

Совсем неудивительно, что Дмитрий Сергеевич, помимо членства в Российской академии наук, стал академиком или членом-корреспондентом Академий наук Австрии, Болгарии, Венгрии, Геттингена (Германия), США, Матицы Сербской, почетным доктором университета в Оксфорде, Эдинбурге, Бордо, Цюрихе, Будапеште, Торуни, Софии, Сиене, Праге …

Задушевной любовью всегда оставалась, конечно, русская литература, особенно древняя. Свой патриотизм Дмитрий Сергеевич доказал многими делами: книгой "Оборона древнерусских городов" (Л., 1942), создававшейся в условиях блокады; "Заметками о русском" (М., 1981); всеми исследованиями в области древнерусского искусства; председательством в правлении отечественного Фонда культуры (1986—1993). В кратком деловом письме, адресованном в Потаповский переулок, нашлось место для того, чтобы рассказать о прекрасном храме конца XVII века, созданном "Петрушкой Потаповым" и уничтоженном в 1936 году.

Главным при этом было убеждение: "Культура — это нравственность прежде всего". Так устанавливалась преемственная связь между стариной и литературой нового времени — например, воинскими повестями начиная с XIII века и толстовской "Войной и миром". Находились проникновенные слова для повести Валентина Распутина "Пожар" и силы для защиты квартиры Марины Цветаевой, для протеста против чрезмерной технизации и сокращения гуманитарных дисциплин в школе.

В другой области — текстологии, составляющей фундамент литературной науки, — Д. С. Лихачев выдвинул и обосновал принципы, характерные именно для отечественной филологии. Как и многие, многие другие, считаю себя его ученицей и теперь могу признаться в том, как была потрясена, встретив в книге "Текстология. На материале русской литературы X—XVII вв." (М.-Л., 1962) отсылки к моей скромной статье о документальных источниках атрибуции. Но это принцип Д. С. Лихачева: не разговаривать "о молодых", а в самом деле помогать им, с уважением относясь и к малым достижениям, если только они есть. К молодежи обратил внимание Дмитрий Сергеевич свои замечательные "Письма о добром и прекрасном".

Тихий голос, милая улыбка, какой-то детский искренний смех — и одновременно стойкость, гражданское мужество, умение терпеть, бороться и защищать. Так Дмитрий Сергеевич защитил чеховскую "Степь", издание повести в серии "Литературные памятники". "Хорошо бы нам не отказываться от наших художественных приоритетов", — писал он.

Мудрость Дмитрия Сергеевича Лихачева утешала, ободряла, давала надежду. Поразительна в этом смысле одна из последних его книг "Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет" (Л., 1989). Это как бы завещание всем нам…

 

* Опульская Лидия Дмитриевна — доктор филологических наук, заведующая Отделом русской классической литературы Института мировой литературы Российской академии наук.

Источник: Новый мир. 1999. № 12. С. 239—240.