Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
 
на главную


Избранные статьи
> КАНОН И МОЛИТВА АНГЕЛУ ГРОЗНОМУ ВОЕВОДЕ ПАРФЕНИЯ УРОДИВОГО (ИВАНА ГРОЗНОГО)


В 1878 г. в "Чтениях в Обществе истории и древностей российских" при Московском университете издатель этого журнала Андрей Попов поместил найденный им текст "Ответа царя Иоанна Васильевича Грозного" члену Общины Чешских и Моравских братьев Яну Роките. До того был известен только латинский перевод этого "Ответа", изданный в 1582 г. Иоанном Ласицким в сборнике "De Russorum, Moscovitarum et Tartarorum religione...". Где нашел Андрей Попов свою рукопись, имелось ли в ней что-либо еще, принадлежащее перу царя Ивана Грозного, осталось неизвестным. Неизвестно и нынешнее место хранения рукописи. Андрей Попов отмечал в "Предуведомлении", что правописание рукописи "довольно небрежное, встречаются описки, недосмотры, — видимо, что писец мало сознавал важность списываемого им". По словам Попова, рукопись "писана в конце XVI в., полууставом, в 4 градуса".

В своем издании А. Попов, по-видимому, исправил, не оговорив, большинство замеченных им в списке "описок" и "недосмотров". Сейчас в его издании их сравнительно мало.

Списки "Ответа царя Иоанна Васильевича Яну Роките" встречаются крайне редко. Н. А. Казакова указала мне на список в сборнике ГПБ, Погодинского собр., № 1597. Здесь после выписки о втором браке Василия III идет Речь Ивана IV к Максиму Греку. Эта речь к Максиму Греку на самом деле является "Ответом царя Иоанна Васильевича Яну Роките": Максим Грек в заглавии назван ошибочно.1

Через восемь лет после публикации А. Попова, в 1886 г., известный знаток древнерусской письменности архимандрит Леонид издал в "Памятниках древней письменности и искусства" "Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения Юродивого" по рукописи № 423 библиотеки Уварова, бывш. Царского
{теперь — ГИМ).

Архимандрит Леонид предположил, что Парфений — суздалец и жил в первой половине XVI в., точнее до 1560 г.2 Это свое предположение Леонид основывал на том, что произведение Парфения Уродивого — Канон Ангелу Грозному, о котором пойдет речь в дальнейшем, — помещено в одной рукописи Следованной псалтыри XVII в.: "между канонами суздальским святым, творение "Григория инока" Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря". Таким образом, основания, по которым Парфений был объявлен суздальцем, жившим в первой половине XVI в., вполне эфемерны.

Возвращаясь к изданному архимандритом Леонидом "Посланию к неизвестному против люторов", следует обратить внимание на следующее. Архимандрит Леонид не заметил, что изданное им "Послание" заключает в основном тот же текст, что и "Ответ царя Иоанна Васильевича Грозного Яну Роките". Различие только в том, что в последнем отброшена заключительная часть и в названии всего сочинения, а также отдельных его частей убраны прямые и косвенные указания на авторство царя: "ответ государев", "второе мое слово", "3 слово мое", "4 убо мое слово" и пр.

На тождественность "Ответа" и "Послания" обратил внимание в 1911 г. А. И. Шляпкин, и он же на этом основании сделал предположение, что Парфений Уродивый — псевдоним Ивана Грозного. В своей статье "Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного" А. И. Шляпкин делает следующее предположение: "Позволяю кстати сообщить заметку о литературной деятельности и самого царя Ивана Васильевича, о которой у нас, кроме исследования И. Н. Жданова (Сочинения, т. 1, с. 81—170), нет специальной работы. В Памятниках древней письменности ОЛДП за 1886 г. напечатано было по рукописи Царского № 423 покойным архимандритом Леонидом (Кавелиным) "Послание к неизвестному против люторов — творение Парфения Уродивого". При ближайшем знакомстве с ним я увидел, что это не что иное, как ответ царя Иоанна Васильевича Грозного Яну Роките (первые 12 слов Грозного). Парфению Уродивому принадлежит еще "Канон св. архангелу Михаилу, грозному воеводе, хранителю души и тела, всем человеком посылаемому от Вседержителя бога по вся души человеческие душу возвести к Господу, а тело земли прецати. Ты же, человече, не забывай смертного часа, по вся дни пой канон сей", что уже отметил архимандрит Леонид (1, с. 1). Отсюда можно сделать вывод, что Парфений Уродивый — псевдоним И. Грозного, иронически называвшего себя девственником (παρφευιος). Принадлежность царю канона св. арх. Михаилу будет соответствовать авторству Грозного в послании-молитве к мощам Михаила Черниговского и боярина Федора и в стихирах Владимирской иконе Божией Матери, св. Петру митрополиту и Даниилу Переяславскому (архим. Леонид. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота российского. Изд. ОЛДП, СПб., 1886; Жданов И. Н. Сочинения, т. 1, с. 83), уже несомненно ему принадлежащих".3

Конечно, одного совпадения текста "Ответа царя Яну Роките" с "Посланием кнеизвестному против люторов Парфения Юродивого" еще недостаточно, чтобы отождествить Ивана Грозного с Парфением, тем более что текст Парфения сокращен сравнительно с "Ответом царя". Поэтому следует рассмотреть и другие текстологические возможности: 1) Иван Грозный воспользовался текстом Парфения, дописав конец и вставив указания на свое авторство; 2) некий Парфений Уродивый (не царь Иван Васильевич) воспользовался "Ответом царя Яну Роките" и выдал царское сочинение за свое, несколько его сократив.

Первый вариант невозможен, так как в "Послании Парфения Уродивого" имеются характерные для Грозного полемические обороты: "А что писал еси о латынской церкве, и аз о том глаголати не хощу, понеже яко латына прелесть, тако и вы тьма...";4 "А что еси писал о Люторе, како он во учении вашем будто ся справедливо рассказует, и о том много обличихом выше сего, яке вся развращенна..."5 " Яко же убо выше сего много о том писах ти..."6 "...и аз о том глаголати не хощу.... и о том сами ведаете".7 Ср. в Послании Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь характерный для Грозного оборот: "А нам к вам больши того писати невозможно, да и писати нечего... Сами ведаете".8 В "Послании к неизвестному Парфения Уродивого" встречаются и такие обороты: "А что писал еси о посте, и ты лжешь, а не истинствуешь...".9 Ср. в Послании Грозного к Сигизмунду II: "А что , писал еси... ино твое писанье много отстоит от истинны...".10 Многократно встречаются в "Послании к неизвестному" и обороты, начинающиеся со слов "видишь ли, яко...".11 Характерно также для Грозного издевательство над именем противника. Ср. в "Послании к неизвестному": "...во истину бо Лютор, иже лют глаголется",12 и в Послании Грозного к Полубенскому: "А пишешься Палемонова роду, ино то палаумова роду...".13 Наконец, Парфений, как и Грозный, прибегает и к простой брани: "Аще ли же разрушаешь, не токмо козлище еси, но и хищник, волк, и тать, разбойник".14

Кроме того, в одном случае в "Послании Парфения" осталось указание на царское происхождение автора. Парфений пишет от первого лица: "А что еси писал о русской вере,. ино как бы прос(вя)тил прародителя нашего благочестиваго великаго князя Владимира, нареченнаго во святом крещении Василия".15 Это место одинаково читается и в "Послании Парфения" и в "Ответе царя". Из этого видно, что "Ответ царя" не мог быть переделан из "Послания Парфения".

Разберем теперь вторую из возможностей: некий Парфений Уродивый воспользовался "Ответом царя".

Однако здесь надо обратить внимание на то, что произведение Парфения не имеет никаких новых элементов. Это только сокращенный ответ Грозного Роките. Кто же из живых людей мог решиться на прямое присвоение текста Ивана Грозного? Ясно, что под именем Парфения Уродивого может скрываться только сам Иван Грозный. Однако встает вопрос: почему же понадобилось Грозному укрыться под придуманным именем Парфения Уродивого?16

Напрашивается желание искать ответ на этот вопрос в самом содержании отброшенной части. Что же это за часть? В ней Грозный обвиняет последователей Лютера в допущении многоженства. Грозный выступает с крайним раздражением против тех, кто женится после смерти жены. Ответ Яну Роките датируется 1570 г.17 К этому времени Грозный был уже женат три раза. В апреле же 1572 г. собрался церковный собор, разрешивший Грозному четвертый брак, но наложивший на царя епитимию и указавший на непозволительность кому-либо из подданных царя поступать по его примеру. В соборном определении от 29 апреля 1572 г. о четвертом браке царя Иоанна Васильевича сказано, что Иван на соборе "извещался и прощения просил, и бил челом и молил о прощении и о разрешении и обличении четвертого брака сочетания". Собор разрешил Ивану четвертый брак, но наложил епитимию и указал, чтобы никто из "прочих человек от мирских царьскаго синглета и до простых" никак не дерзали на четвертый брак под угрозой "пригрозного" проклятия.18

Естественно, что в условиях этого церковного осуждения многоженства царя выступать самому царю против многоженства было неудобно.

Как известно, Грозный считал нужным распространять свои сочинения "во все его Российское царство".19 Поэтому "Ответ царя Яну Роките" Грозный также стал распространять, но убрал всю ту часть, где он выступал против многоженства, а сам себя насмешливо называл "Парфением", т. е. девственником. Впоследствии Грозный, отбросив все церковные запрещения, был женат по крайней мере еще два раза.

Литературный маскарад был вполне в духе Грозного. Вспомним его челобитные, которые заключались униженными самопрозваниями: "Иванец Васильев со своими детишками с Иванцем да с Федорцем челом бьет". Вспомним также его послания от имени бояр.20

Под именем Парфения Уродивого Грозный написал еще Канон Ангелу Грозному воеводе. Канон этот довольно часто встречается в списках, отмечается в описаниях рукописей, но до сих пор не был издан и изучен. Принадлежность Ивану Грозному Канона Ангелу Грозному воеводе основывается не только на том, что он надписан тем же именем Парфения Уродивого, что и "Послание к неизвестному против люторов". Обращает на себя внимание характерность для Грозного стиля, отдельных выражений, тем и настроения.

Канон формально построен по традиционной схеме — 9 песнопений (ирмосов и тропарей). Темы песнопений указаны правильно. Как и полагается, Канон заканчивается славословием богоматери, но это только формально. На самом деле Канон посвящен всего одной теме — смерти. Ангел восхваляется т о л ь к о как ангел смерти. Настроение страха пронизывает Канон от начала и до конца. Сравнительно с известными стихирами Грозного Канон Ангелу Грозному воеводе отступает от традиционной формы. Канон подчеркивает страх, внушаемый ангелом: "грозный и смертоносный ангел", "страшный посланниче", "великий хитрец",
"страшный воин", "святый ангеле огнеобразный" и т. д. О себе автор Канона говорит так: "злосмрадный", "окаянный", "и мене помилуй, грешнаго и окаянного", "душу мою, наполненную смрадом" и пр.

Наконец, имеется одно место в Каноне (только в двух списках — ИРЛИ, Карельское собр., № 2 и ГБЛ, ф. 304, № 287), которое свидетельствует, что писавший — лицо весьма значительное: "О люди благочестии и вси племена земства, егда видите мое смертное тело на земли повержено и вонею греховною объято, — помолитеся ко ангелу смертоносному о мне...". Ясно, что здесь пишет не обычный человек.

Правда, в Каноне имя молящегося всюду изъято и заменено на "имрек", но, как мы уже отмечали, изъяты указания на Грозного и в другом произведении Парфения Уродивого — "Послании к неизвестному". Грозный ничего не писал от имени Парфения, он только скрывал под этим именем уже написанное. Что Грозный был автором церковных служб, это хорошо известно. Архимандрит Леонид в 1886 г. издал "Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота российского" (Памятники древней письменности, ОЛДП, LXIII). Эти стихиры вполне традиционны, поэтому нет ничего удивительного, что они надписаны именем царя. Напротив, Канон Ангелу Грозному воеводе написан в типичной для Грозного манере, выражает его интимные настроения: его ожидание и страх смерти, поэтому распространять их с именем царя было также неудобно. Известно, что Грозный пел церковные службы. Архимандрит Леонид упоминает, что в Никитском монастыре в Переяславле Залесском на южной стороне паперти собора в его время была плита белого камня с надписью об освящении собора в 1564 г. московским митрополитом Афанасием. В надписи, между прочим, было сказано: "Благочестивый государь... всенощное бдение слушал и первую статью сам царь чел и божественную литургию слушал, и красным пением с своею станицею, сам же государь пел на заутрени и на литургии".21

Из изложенного ясно, что Канон Ангелу Грозному воеводе, надписанный именем Парфения Уродивого, также принадлежит Грозному. Причем это новое произведение Грозного в еще большей мере укрепляет мысль, что имя Парфения придумано самим Грозным и скрывает те его произведения, которые ему по каким-либо соображениям не хотелось публично признавать своими.

В одном списке (БАН, 33.3.20) после Канона Парфения Юродивого следует текст Молитвы к Иисусу Христу и архангелу Михаилу. Эта Молитва не надписана именем Парфения, но с Каноном она составляет одно традиционное целое (каноны обычно заключались молитвами) и сходна с ним по стилю и по теме. Грозный (вернее Парфений) просит архангела Михаила изъять его из рук врагов, "запретить" всем, борющимся с ним врагам, просит спасти его "на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти, и от всякоя притчи, и от дьявола". Он просит спасти его "от очию злых человек и от напрасныя смерти". И наконец, что самое важное для атрибуции, обращается к своим святым покровителям. Кто же эти покровители? Это Иоанн Креститель — ангел Грозного
(Иоанн Лествичник был ангелом его сына царевича — Ивана Ивановича), пророк Илья, Никола Чудотворец и Евпатий.

Позволю себе привести справку, полученную мною от известного искусствоведа и вещеведа Т. В. Николаевой: "Что же касается Иоанна Предтечи, Николы и Никиты, то их изображения на вещах Ивана Грозного являются обычными. Вместе с ними изображаются еще Анастасия, царь Константин и царица Елена, Симеон Богоприимец и патроны сыновей Грозного — Иоанн Лествичник и Федор Стратилат. Вещи Ивана Грозного или членов его семьи с изображениями патрональных святых следующие.

1) Икона "Богоматерь Одигитрия" 1560 г., в золотом окладе с черневыми изображениями святых на золотых дробницах (Иоанна Предтечи, Николы, Анастасии и др.). Хранится в Оружейной палате. См.: Государственная Оружейная палата Московского кремля. М., 1954, с. 186 и 194.

2) Икона "Спас Вседержитель" XVI в., в серебряном чеканном окладе с гравированными дробницами. Изображены: Иоанн Предтеча, Владимир, Борис и Глеб и др. Хранится в Оружейной палате. Происходит из Покровского монастыря в Суздале. Издана: Георгиевский В.Г. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М., 1927; а также: Государственная Оружейная палата Московского кремля. М., 1969, № 71.

3) Оклад Евангелия 1568 г., сделанный по образцу Евангелия Федора Кошки. На окладе помещены: Иоанн Предтеча в деисусе, Никита Переяславский, Владимир с Борисом и Глебом, Анастасия, Симеон Богоприимец, преподобный Сергий и Никола. См.: Государственная Оружейная палата Московского кремля. М., 1969, № 65.

4) Икона "Кирилл Белозерский". Сер. XVI в. Из собрания Троице-Сергиевой лавры (Загорский музей, инв. № 8/4942). На чеканном серебряном окладе помещены гравированные изображения святых: Иоанн Лествичник, Ульяния, св. Василий (по-видимому, Парийский), Анастасия. Точных данных о принадлежности этой иконы нет, но изображения святых связаны, несомненно, с семьей Грозного (только Ульяния — это имя не "лекарицы", как мы предполагали, а жены брата Ивана Грозного
Юрия).

5) Икона "Никола Бородинский". Сер. XVI в. Из собрания Троице-Сергиевой лавры (Загорский музей, инв. № 2719). На роскошном серебряном с золотыми дробницами окладе, выполненном чеканкой, чернью, сканью и эмалью, помещены на цате изображения Богоматери Знамения, Иоанна Предтечи и Николы, а на поле оклада,.на киотчатых дробницах, гравировкой с чернью по золоту изображены: архангел Михаил, архангел Гавриил, Василий Великий, Анастасия, преподобный Иоанн, святой Мина, святая Ульяния. См.: Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. СПб., 1906, ч. 2, табл. CCXCVIII, рис. 559.

6) Икона "Никола" с приписными святыми: Троица, мученик Георгий, мученик Дмитрий, апостол Петр, апостол Павел, Василий Великий, Иоанн Креститель, Федор Стратилат, мученица Ирина, Григорий Богослов, Тихон Чудотворец, Иоанн Златоуст, преподобная Федосия, мученик Никита, Мина, апостол Яков, Евдокия, преподобный Кирилл, Леонтий Ростовский, преподобный Андроник. 1592 г. Икона принадлежала царю Федору Иоанновичу и была, по-видимому, написана в Троице-Сергиевом монастыре (Загорский музей, инв. № 5605)".

Если Грозный принял имя Парфения Уродивого для "Послания кнеизвестномупротив люторов"послесобора 1572 г., то надо думать, что и другое свое сочинение — Канон Ангелу Грозному воеводе — Иван Грозный написал под именем того же Парфения вскоре же. Вряд ли нужно предполагать, что Грозный писал Канон Ангелу Грозному в начале 80-х гг., когда раскаяние в совершенных убийствах и страх смерти достигли у него апогея. Временем написания Канона и Молитвы мог быть тот же 1572 или 1573 год. В 1571 и 1572 гг. Иван ходил на Новгород. Р. Г. Скрынников пишет: "После новгородского разгрома в земщине много толковали о том, что бог покарал Ивана неизлечимой болезнью".22 В своем "Временнике" Иван Тимофеев пишет, что после похода на Новгород бог "болети неисцелно ему сотвори".23 В мае 1572 г. Грозный просил английского посла об убежище в Англии. К 1572 г. обычно относится и "Завещание" Грозного, также отражающее его страх смерти.24

Теперь перед нами самый интересный вопрос: кто тот Ангел Грозный воевода, которому молится Грозный и которого он ожидает в свой смертный час?

Во всех описаниях рукописей, где упомянут Канон Ангелу Грозному воеводе, говорится, что это архангел Михаил. И описывающие безусловно правы. Архангел Михаил — предводитель небесных сил. Он победитель сатаны. Он проводит человеческую душу через загробные мытарства.

В своем исследовании "Культ святого Михаила" О. А. Добиаш-Рождественская приводит материалы, устанавливающие представления об архангеле Михаиле как об ангеле смерти. Она пишет, что Михаил на Западе — "борец за душу, водитель душ, может быть, прямо смертный ангел".25 К нему направлялись молитвы за усопших и ему часто посвящались кладбищенские церкви.

Причина, по которой Грозный обращается в Каноне к архангелу Михаилу в своем паническом страхе смерти, вполне ясна. Архангел Михаил — не только ангел смерти, приходящий за душою умершего и проводящий ее в "горний Иерусалим", это также и тот ангел, во имя которого была построена царская усыпальница в Московском Кремле, где предстояло лечь и самому Иоанну Грозному, — Архангельский собор. Архангел Михаил действительно считается предводителем небесных сил, однако все ж таки в Каноне он не назван по имени. По имени архангел Михаил назван только в Молитве. Важно, что в Послании Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, относящемся приблизительно к тому же времени, что и Канон и Молитва, — к 1573 г., имеется тот же мотив обращения к ангелу смерти. И опять-таки ангел смерти не
называется по имени.

Говоря в своем Послании в Кирилло-Белозерский монастырь о последнем часе, предстоящем каждому человеку, Грозный восклицает: "Предстанет бо ти напрасно все пагубство, и люта, яко же, буря, приидет ангел немилостив, отводя с нуждею, влекий душю твою, связану грехми, часто обращающуюся к здешним и рыдающу
без гласа...".26

В тираде, обращенной в Послании в Кирилло-Белозерский монастырь к ангелу смерти, есть те же типичные и для Канона мотивы: 1) ангел назван "немилостивым" (ср. в Каноне — "твоея нещадости"); 2) страх смерти ("смутися сердце мое исхода ради, и страх смертный нападе на мя, боязнь и трепет Страшнаго судища прииде на мя..."); 3) боязнь умереть без покаяния ("аще восхищен будеши преже покаяния..."); 4) боязнь одиночества в час смерти ("ей, поистине, нощь глубока тогда, и болезнь тяжка, и помагаяй несть"); 5) мотив долгого пути к небесному Иерусалиму ("течение к Иерусалиму.. ").27

Резюмируя свое историческое вступление к исследованию о святом Михаиле, О. А. Добиаш-Рождественская между прочим пишет: "Михаил, несомненно, светлое божество, борец за доброе начало. Но все-таки это борец карающий, грозный ангел. И его воинственность, и его связь с "древним змием", по понятному психологическому уклону, отбрасывает зловещую тень на его светлый, облик, дает ему характер христианского Сатаны".28 А заключая всю книгу, О. А. Добиаш-рождественская отмечает: "Он (Михаил. — Д. Л.) почти на границе добра и зла. Борясь за добро, он часто бывает яростен; иногда он бесцельно жесток. Он карает, убивает, сечет розгами, уносит смерчем, ударяет молнией. Это гневный бог и святой сатана. Его больше боятся и чтут, чем любят. Элемент добродушия почти отсутствует в его легенде".29

Черты жестокости, воинственности, грозности необычайно сгущены в Каноне Парфения Юродивого и его Молитве. Многократно повторяется, что ангел — "грозный воевода", что "возхождение" его за душой умирающего "грозно". Грозный говорит о нем: "несть сильнее тебя и крепчайши во брани". Он просит "весело" взглянуть на него: "да не ужаснуся твоего зрака". Ангел у Грозного "смертоносный", "страшный воин", "грозный посланниче". Он говорит о нем как о воителе: "Скоро пленяешь и не
замедлиши николе же. Всюду готов стоиши, и храбруеши, и зла не убоишься, ни стара отриеши, ни млада отступиши"; "Великий мудрый хитрец, никто же может твоея хитрости разумети, дабы скрылея от твоея нещадости". Грозный просит Ангела: "Мудрый ангеле и светлый, просвети ми мрачную мою душу своим светлым пришествием, да во свете теку во след тебе". Восхваляя Ангела Грозного воеводу, Грозный называет его "мудрым оружником и грозным полчеником и победителем вражиимь силам". В Молитве к архангелу Михаилу Грозный просит его: "Запрети всем врагом борющимся со мною. Сотвори их яко овец, и сокруши их яко прах пред лицем ветру"; он просит соблюсти его "от очию злых человек".

Если вспомнить, что Грозный, прежде чем обнародовать свой "ответ" Яну Роките под именем Парфения Юродивого, сильно урезал его конец и все-таки скрылся за псевдонимом, то не следует ли предполагать, что и здесь, в Каноне и Молитве Ангелу Грозному, была проделана так же вивисекция, и все-таки, в отличие от традиционных стихир, Грозный не решился обнародовать их под своим именем.

Не потому ли в Каноне Грозному воеводе нет имени Михаила, что черты жестокости "ангела грозного воеводы" необычайно сгущены в Каноне и Грозный сознавал его не совсем христианский характер. Как раз в зто время Грозный выворачивал христианский культ наизнанку. В 1570 г. был умерщвлен митрополит Филипп. Поход Грозного на Новгород и Псков носил ярко выраженный антицерковный характер. Затворившись в паническом ужасе в Александрийской слободе30 со своими опричниками, он переоделся с ними в монашеское платье, но не стал монахом. В своем Послании в Кирилло-Белозерский монастырь он писал: "И мне мнится, окаянному, яко исполу есмь чернец...".

На свадьбе царской племянницы Марии Владимировны Старицкой в Новгороде гости плясали под напев символа веры св. Афанасия. Царь плясал со всеми и отбивал такт жезлом, которым впоследствии убил своего сына Ивана, по головам пляшущих молодых иноков.31

Пискаревский летописец сообщает об одном пире, на котором присутствующие "почали прохлажатися и всяким глумлением глумиться: овии стихи пояше (под "стихами" разумеются молитвы, церковные песнопения. — Д. Л.), а овии песни воспевати"32

Искажения и глумления над христианским культом были типичны для Грозного. Демонстративно выставляя свою ортодоксальность во всех официальных случаях, он вместе с тем был склонен к кощунству, к высмеиванию этого же культа, к различного рода нарушениям религиозных запретов.

Канон Ангелу Грозному воеводе и Молитва к архангелу Михаилу были вполне серьезны, в них не было элементов глумления над религией, но тем не менее сам объект молитвы приобретал не "исполу" христианские, а "исполу" антихристианские черты и поэтому не мог быть назван по имени. Образ Ангела Грозного воеводы соединился в сознании Ивана Грозного с образом тех "лютых ангелов", которые, по средневековым представлениям, ведали загробными мучениями грешников.33 Больная совесть Грозного заставляла его думать о смерти и о загробных мучениях.

* * *

Текст Канона издается по небольшой рукописи XVII в.,34 открывающей собой известный сборник №2 из Карельского собрания ИРЛИ, по которому В. И. Малышевым был издан новый текст "Моления" Даниила Заточника.35

Канон Ангелу Грозному воеводе Парфения Юродивого нередко встречается в рукописях. Леонид указывает, например, следующие списки Троице-Сергиевой лавры: канонники № 280 (конца XVI — начала XVII в.), 284 (XVII в.), 287 (XVII в.), 293 (XVII в.) и др.36 Нами для вариантов избраны тексты в сборнике канонов БАН, 33.3.20 середины XVII в., в 16-ю долю, на л. 213 об.— 227 (обозначаем — А). По этому же списку издается текст Молитвы Иисусу Христу и архангелу Михаилу. Для вариантов избрана также рукопись канонника Архива Синода № 436 (610) (обозначаем — С). В. Н. Перетц относил этот список к концу XVI в. и снял с него копию, использованную нами с любезного согласия В. П. Адриановой-Перетц. В том же Архиве Синода Канон Ангелу Грозному имеется и в каноннике № 460 XVII в. Текст Канона и Молитвы публикуется по правилам, принятым в ТОДРЛ.

Канон (и последующий за ним кондак) заключает в себе отметки о песнопениях "Слава Отцу и Сыну..." и "И ныне и присно...". В списке Пушкинского Дома эти отметки сделаны на полях рукописи. В нашем издании мы помещаем их в особом, верхнем этаже примечаний и отмечаем буквами. В других списках эти отметки внесены в строку.


Канон Ангелу Грозному воеводе

л. 4
КанунI,1 ангелу грозному, и 2воеводе, и2 хранителю всех человек, 3от Вседержителя бога посланному3 по вся душа человеческая.4 Ты же, человече, не забывай часа смертного: пой по вся дни канун5 сей творение 'Уродиваго Парфения.6
По утреннем пении глаголи:7 Молитвами8 святых отец наших 9Господи Исусе Христе, сыне божий, помилуй нас. Аминь",9 "Царю10 Небесный", "Трисвятое" и по "Отче наш" — "Господи помилуй" 12, "Слава", "И ныне", "Приидите поклонимся 3, 11та же11 псалом 50, "Помилуй мя боже", та же канун глас 6, песнь 1, ирмос "Яко по суху.12 Запев:13 "Святый ангеле, грозный воевода,14 моли бога о нас".15 //

л.4 об.
Прежде 16страшнаго и грознаго16 твоего17 ангеле,18 пришествия19 умоли20 о мне грешнем 21о рабе твоем21 имрек. Возвести22 ми конец мой,23 да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с24 тобою путешествати. Страшный и грозный ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, ангеле,
смиренное25 свое пришествие и красное26 хождение,27 и велми ся тебе возрадую. Наной мя, ангеле, чашею спасения.А
Святый ангеле, да мя напоиши чашею спасения и весело28 теку во след твоему29; хождению30 и молюся — не остави мене сира.Б
Рождьшия31 ти32 царя вышним силам, пресвятая33 царица, ты бо еси милостива, може //

л. 5
ши бо облехчити мое бремя 34греховное, тяшкое.34
Песнь 3, ирмос "Несте35 свята, яко же ты, 36Господи боже".36
Святый ангеле Христов,37 грозный воевода, помилуй мя грешного раба своего имрек. Егда приидет время твоего прихода, святый ангеле, по мене грешнаго имрек разлучить мою душу от убогаго38 ми39 телеси,40_41вниди с тихостию,42 да с радостию усрящу тя честно.
Молю ти ся, святый ангеле, яви ми свой светлый зрак43 и весело возри на мя окаяннаго, да не устрашит мене приход твой святый,44 да уготоваюся45 на сретение тебе честно.46
Святый ангеле, 47посланиче божий,47 дажь48 ми, //

л. 5 об.
ангеле,49 час покаятися50 согрешении51 и52 отринути53 от себе бремя тяшкое.54 Далече ми тещи во55 след тебе.В
Святый ангеле,56 не имам иного разве тебе заступника57 скора. Помилуй58 грешнаго 59раба своего59 имрек и60 приведи душу мою ко61 владычицы.62 Та бо есть милостива отпущати63 грешным64 согрешения.
Песнь 4, ирмос — "Христос мне".65
Молю ти ся, страшный и грозный посланниче66 вышняго царя, воевода, — весело67 возриши68 на мя окаяннаго, да не ужаснуся твоего зрака и весело с тобою путешествую.69
Плчася и70 вопию, воевода 71небесного царя.71 Грозно72 вохожден //

л. 6
ние73 твое,74 да не вскоре разтлише75 мене грешнаго, но76 весело и тихо наной мене77 смертною чашею.Г
От сердца78 вопию ти, 78грозный 79воевода и79 воине царя царствующим, несть80 силнее тебя81 и крепчайши82 во брани83 и 84умиленна в смерти,84 и пряма85 во исправлении. 86Исправи душу мою на путь вечен.Д 86
Госпоже 87богородице, дево,87 рожшия88 царя небеснаго, мсертоноснаго89 часа90 не минухся, избави душу раба своего имрек91 от сети ловящих.
Песнь 5, ирмос — "Божиим".92
О 93сродници94 мои, егда видите мене от вас разлучена,95 и зрак лица моего изменихся,96 и гробу предаюся, и 97кo Су //

л. 6 об.
дии97 влеком буду, — 98и молитеся98 о мне святому99 ангелу,100 да ведетII,1 душу мою в место покойно.
О друзи мои любезнии, егда видите мене от вас разлученна и земли предаема, — помолитеся о мне грешнем2 ко святому ангелу, да проводит душу мою вся3 двадесят мытарств и измет4 от всех погибелей.Е
Людие5 божии, благочестнии и6 вся7 племена земъстии8 егда видите9 смертоное10 тело на земли повержено и вонею объято11 — помолитеся12 ко13 ангелу смертоносному 14о мне,14 да ведет15 душу мою в тихое16 пристанище.Ж 17
18Пресвятая дево18 богородице, владычице, ты веси немощь земных19 человек. Вскоре разоряетца естество //

л. 7
плоти нашей.20 Ты,21 госпоже, буди нам22 заступница.
Песнь 6, ирмос — "Житейскаго".23
От бога посланнаго24 страшнаго25 воина, царем, и князем, и архиереем,26 и 27всем людем27 великое28 изменение от суетнаго 29века сего29 в напастех пребывающих и в скорбех тружающих30 сущи31 верных .З 32
Святый ангеле,33 от всех нас на земли живущих дань34 свою приимеши35 от бога повеленную ти, егда приидеши36 и неси в сокровище света.И
37Святый ангеле, грозный посланниче, и мене избави от суетного жилища сего.К 37
О царице владычице,38 сирым питателница39 и40 обидимым 41заступнице и бедным42 помощница, 43 //

л. 7 об.
болным надеяние44 и всем45 грешным оцыщение, и мне грешному имрек буди ми46 помощница47 и помилуй мя.
Кондак,48 глас 5.
Небеснаго царя воевода и предстатель престолу божию и творитель49 воли господни и совершитель50 заповедей51 его, не лишиши52 ся славы53 велелепныя 54и прославишися, скоро пленяеши и не замедлиши николи же.54 Всюду готов стоиши, и55 храбруеши, и56 зла не убоишься,57 ни стара отриеши58 ни млада отступиши.59 Вся имеши60 и ведеши в место покойно. И мене помилуй грешнаго и окаяннаго61 имрек, да поем62 ти аллилуйя. //

л. 8
Песнь 7, ирмос — "Хладодавиц"63
Великий,64 мудрый хитрец, никто же может твоея хитрости разумети, дабы скрылся от твоея нещадости. Святый ангеле, умилися о мне 65грешнем и65 окаяннем.
66Мудрый ангеле и светлый66 просвети ми67 мрачную мою68 душу своим светлым пришествием, да во свете теку во след тебе.
Святый ангеле,69 радуюся душою70 и 71 трепещу72 рукою и показуя людем час разлучения73 души моей грешней74 от убогаго ми75 телеси.76 Святый аньгеле, 77помолися о мне грешнем.Л 77 //

л. 8 об.
Пресвятая78 богородице, владычице, помилуй79 грешнаго в час разлучения. Святый ангеле, страшный посланниче, изми душу мою от сети ловящих.
Песнь 8, ирмос — "Ис пламени".80
Царю81 небесному,82 слава нетленному83 и непроходимая84 сотворшему85 чины86 ангелския,87 такова 88страшна и грозна88 смертоносна89 ангела. Хвалите, пойте и превозносите его во веки.
Царя небеснаго слуга и предстатель престолу божию,90 святый ангеле, смерть принося нам91 измени92 нас добротою93 зда //

л. 9
ния твоего94 и95 приведи нас к свету светлейшему96 судии. Хвалите,97 пойте и превозносите его во веки.98
Царю небесному, богу нашему угождаеши,99 славы не отпадаеши, и заповеди его не преступаеши, и100 волю его твориши, иIII,1 в любви пребываеши. Ангела тя свята хвалим, поем2 и превозносим его во веки.М
Царице, владычице, рожшия3 и4 вышним силам и5 земным бога и господа,6 спасителя от находящих ны бед, молися богу,7 да помилует8 ны в день судный. Господа пойте и превозносите его во веки. //

л. 9 об.
Песнь 9, ирмос — "Бога человеком".9

Осквернивше10 душу злыми похотми и11 теплыми слезами не омывше и12 милостынею не очистивше, страшнаго13 посланника не поминающе, мы же тя, ангеле, 14по достоянию14 величаем.
Бога нам поведаешь, святый ангеле, и душу мою 15окаянную ис тела изимаеши,15 и 16плоть разтлиши16 и гробу предаешь, молим17 ти ся, святый ангеле, изми душу мою от сети ловящих, 18тя величаем.Н 18
От бога посланному, всех ангел пристрашен19 еси, святый ангеле, не устраши мою душу убогую, напол //

л. 10
н ену злосмрадия, и20 в очисти,21 и 22прeстави ю22 престолу божию непорочну. Тя величаем.О
О богоматерь23 Пречистая24 вся спасаешь и милуешь, такожде25 помилуй мене 26грешнаго и26 злосмраднаго 27в час27 разлучения и в муку посланному.28 Тогда же ми29 помози, 30и огня30 изхити мя30а и от муки избави мя. Тя величаем.
31Ta же31 "Достойно есть", 32яко и32 "Тресвятае"," и по "Отче наш" тропарь глас 5.
Небесных34 сил избраннаго35 воеводу, от бога посланнаго мудраго оружника и грознаго полченина36 и победи //

л. 10 об.
теля вражиимь37 силам, святого38 ангела39 поюще, хвалим. 40Смертию41 нас назирает,42 и43 от суеты мира избавляет, и на суд праведни44 ко Христу представляет,45 и от вечных мук избавляет.46
47"Слава", "И ныне". 47
Упование наше, богородице, крепкая помошнице скорбящим, и48 от смерти изимаеши и от муки избавляеши,49 комуждо по достоянию благодати50 даешь.51
Та же, и отпуст. "Чеснейшу херувим", "Слава", "И ныне", "Господи помилуй" 2, "Господи благослови".
Конец всем благим. Слава свершителю богу. Аминь.

(ИРЛИ, Карельское собр., № 2, л. 4 — 10 об.).


Молитва
к господу нашему Исусу Христу,
ко святому архаггелу Михайлу

Господи Исусе Христе сыне Божий, великий царю безначалный и невидимый и несозданный, седяй на престоле со Отцемъ и со Святым Духом, приемля славу от небесных сил, посли apxaггела своего Михайла на помощь рабу своему имрек, изъяти мя из руки враг моих. О великий Михайле архаггеле, демоном прогонителю! Господи Исусе Христе, излей миро, яко благ и человеколюбец, на раба твоего имрек, и запретивсем врагом, борющимся со мною. Сотвори их яко овец, и сокруши их яко прах пред лицем ветру. О великий Михайле архаггеле, шестокрилатых первый князь и воевода небесных сил, херувим и серафим, и всех аггел. О чюдный архистратиже страшный Михайле архаггеле, хранителю неизреченных таин, егда услышиши глас раба Божия имрек, призывающаго тя на помощь, Михайле архаггеле, услыши и ускори на помощь мою и прожени от мене вся противныя нечистыя духи, силою святого твоего духа, молитвами святых апостол и святых пророк, святых святитель и святых мученик и святых пустынник, святых безмездник и святых столпник, святых мучениц и всех святых праведник, угодивших от века Христу молитвами их — соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти, и от всякой притчи, и от дьявола. Господи, Исусе Христе, избави и великий Михайле архаггеле, соблюди раба Божия имрек от очию злых человек и от напрасныя смерти, и от всякого зла, молитвами Пресвятыя Владычица нашея Богородица и приснодевы Мария и святого пророка и предотечи крестителя Господня Иоанна и святого пророка Илии и святого отца нашего Николы Чюдотворца, и святых мученик Никиты и Еупатия, и всех святых Твоих молитвами, ныне и присно и во веки веком, аминь.

(БАН, 33.3.20, л. 227—231 о6.).

1972


1 О сборнике Погодинского собр., № 1597, содержащем различныематериалы о Максиме Греке, см.: Чернов С.Н. К ученым несогласиям о суде над Максимом Греком: Сборник статей по русской истории, посвященных С. Ф. Платонову. Пг., 1922, с. 48—71.

2 Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения Юродивого / Сообщил архимандрит Леонид. СПб., 1886, с. V—VI.

3 См. сборник: Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911, с. 554—555.

4 Послание к неизвестному..., с. 26.

5 Послание к неизвестному..., с. 27.

6 Послание к неизвестному..., с. 35.

7 Послание к неизвестному..., с. 44.

8 Послания Ивана Грозного / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1951, с. 192.

9 Послание к неизвестному..., с. 27.

10 Послания Ивана Грозного, с. 261.

11 Послание к неизвестному..., с. 11, 13, 17, 24, 25 и др.

12 Послание к неизвестному..., с. 2.

13 Послания Ивана Грозного, с. 203.

14 Послание к неизвестному..., с. 30.

15 Послание к неизвестному..., с. 25.

16 Именем знаменитого писателя (например, Иоанна Златоуста) в Древней Руси иногда подписывались сочинения менее известных авторов, чтобы придать этим сочинениям больший авторитет. Однако никаких других писателей или святых с именем Парфения Юродивого мне неизвестно.

17 Ян Рокита был в Москве весной 1570 г. в свите польских послов Кротошевского и Тевлюта.

18 Акты археографической экспедиции. СПб., 1836, т. 1, с. 229—331.

19 Лурье Я.С. Был ли Иван IV писателем? — ТОДРЛ, М.; Л., 1958, т. 15, с. 507.

20 Послания Ивана Грозного, с. 195, 239.

21 Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота российского / Сообщил арх. Леонид. — ПДП, СПб., 1886, вып. 63; с.III.

22 Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л., 1969, с. 161.

23 Временник Ивана Тимофеева / Подгот. к печати, пер. и коммент. О. А. Державиной. М.; Л., 1951, с. 14.

24 Грозный пишет в своем "Завещании", что тело его "изнеможе, болезнует дух, струпи телесна и душевна умножишься, и не сущу врачу, исцеляющему мя, ждах, иже со мной поскорбит, и не бе, утешающих не обретох..." (Послания Ивана Грозного, с. 524). Во вступительной части его "Завещания" развернута потрясающая картина сомнений, самоуничижения, раскаяния и тревожного ожидания смерти.

25 Добиаш-Рождественская О.А. Культ святого Михаила. Пг., 1917, с. 361 (гектографированное издание).

26 Послания Ивана Грозного, с. 171.

27 Послания Ивана Грозного, с. 168 и 171 (совпадение мотивов в Каноне и в Послании в Кирилло-Белозерский монастырь лишний раз доказывает принадлежность первого перу Грозного).

28 Добиаш-Рождественская О.А. Культ святого Михаила, с. 46.

29 Добиаш-Рождественская О.А. Культ святого Михаила, с. 392.

30 Исследователь опричнины Р. Г. Скрынников пишет: "По мере нарастания террора все большее значение в политической жизни государства приобретал новый важный элемент — всеобщий страх и подозрительность. Жертвою страха стал и сам Грозный. На протяжении всей опричнины он жил затворником в Слободе под надежной охраной и никуда не выезжал иначе, как в сопровождении многих сотен вооруженных до зубов преторианцев. Постоянно опасаясь заговоров и покушений, царь перестал доверять даже ближайшей родне и друзьям. Новые сподвижники Ивана старательно поддерживали в нем его подозрения. В пору кровавых оргий опричнины царь действует как человек, ослепленный страхом. Как заметил однажды Энгельс, эпоху террора нельзя отождествлять с господством людей, внушающих ужас. "Напротив того, это господство людей, которые сами напуганы. Террор — это большей частью бесполезные жестокости, совершенные для собственного успокоения людьми, которые сами испытывают страх" " (Скрынников Р.Г. Опричный террор, с. 160; цитата из письма Ф. Энгельса к К. Марксу от 4 сентября 1870 г., см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. ЗЗ, с. 45).

31 Чумиков А. Осада Ревеля. — ЧОИДР, 1891, кн. 2, отд. IV,. с. 32.

32 Пискаревский летописец / Подгот. текста, вводная статья, примеч. и указатель О. А. Яковлевой. — В кн.: Материалы по истории СССР. М., 1955, т. 2, с. 85.

33 Ср. в сербском списке "Повести об Акире Премудром", изданном В. Ягичем: "Сину мои Анадане, — говорит Акир, — правдан судие буди, да до старости почтен будеш и твое душа проиде от земле до небес и не примут е на вратах митарских люти ангели" (Prilozi k historiji knjzevnosti naroda hrvatskoga i srbskoga / Isd. V. Jagic. Zagreb, 1869, с. 76). Источник указан мне Н. С. Демковой.

34 Сохранившиеся части водяного знака — по-видимому, изображение орла в картуше.

35 Малышев В.И. Новый список Даниила Заточника. — ТОДРЛ, М.; Л., 1948, т. 6, с. 193—200. Здесь же подробное описание сборника.

36 См.: Описание славянских рукописей Библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878, ч. 2, с. 54, 60, 66, 72 и 106.


А На полях против последних слов: Слава. Б На полях: И ныне. В На полях: И ныне. Г На полях: Слава. Д На полях: И ныне. Е На полях: Слава. Ж На полях: И ныне. З На полях: Слава 2. И На полях: Слава 1. К На полях: И ныне. Л На полях: И ныне. М На полях: И ныне. Н На полях: Слава. О На полях: И ныне.

I,1 Доб. святому С. 2-2 Нет АС. 3-3 посланному от бога вседержителя А. 4 Доб. душу возвести ко господу, а тело земле отдати А; душу бо возвести к богу, а тело персти отдати С. 5 Доб. ангелу грозному А.6-6 Парфения Уродиваго С. 7 Доб. сице С. 8 за молитв АС. 9-9 Нет С. 10 Ta ж царю С. 11-11 Нет АС. 12 Доб. ходив ииль А; ходив С. 12-15 Нет С. 13 припев А. 14-15 помилуй мя грешного А. 16-16 грозного и страшнаго АС. 17 Далее ошибочно в ркп. при и в А. 18 Со аггелы А; аггела С. 19 с пришествия С. 20 умолися А; умилися С. 21-21 Нет АС. 22 С полуслова Возве в А начинается пропуск; возобновляется текст — см. примеч. 38. 23 Доб. имрек С. 24 В ркп. з С. 25 смирение С. 26 красно С. 27 вхождение С. 28 весел А. 29 твоею С. 30 вхождению С. 31 В ркп. рождешия; рождьшия С. 32 тя С. 33 пречистая С. 34-34 тяжкое, греховное С. 35 несть С. 36-36 Нет С. 37 Нет С. 38 С полуслова гаго возобновляется А. 39 Нет С. 40 тела АС. 41 Нет С. 42 тихостью А. 43 В С сначала написано приход вместо зрак, но зачеркнуто киноварью. 44 светлый А. 45 уготовлю А. 46 Доб. слава АС. 47-47 божий посланный А; божий посланниче С. 48 дай АС. 49 Нет АС. 50 Доб. о А. 51 Доб. своем А. 52 Нет С. 53-54 Нет AC. 54 Доб. греховное А. 55 в С. 56 Доб. Господень А. 57 спутника АС. 58 Доб. мя С. 59-59 Нет AC. 60 Нет AC. 61 к С. 62 богородице А; богородицы С. 63 отпущает А. 64 грешником С. 65 Доб. сила АС. 66 посланный А. 67 да весело АС. 68 возри С. 69 путьшествую С. 70 Нет АС. 71-71 царя небеснаго АС. 72 грозное А. 73 хождение АС. 74 Нет А. 75 растай АС. 76 Нет АС. 77 мя АС. 78-78 вопиюще: О! С. 79-79 Нет АС. 80 Доб. иного А. 81 тебе АС. 82 крепка А; крепкаго С. 83 бранех АС. 84-84 смыслена в мудрости А; смыслена в смерти С. 85 права А. 86-86 управи путь мой А; исправи путь мой С. 87-87 дево богородице владычице АС. 88 рождьшия С. 89 смертоносна А. 90 ангела А. 91 Нет АС. 92 Доб. светом ти А; светом ти блаже С. 93-94 сродницы С. 95 разлучаема А. 96 изменися АС. 97-97 к суду С. 98-98 помолитеся А; молите С. 99 грозному А; нет С. 100 аггела С.

II,1проводит А. 2 Нет АС. 3 Нет С. 4 Доб. и А; ю С. 5 О, людие С. 6 Нет С. 7 вси АС. 8 земная С. 9 види А. 10 Так в С; в ркп. смертоносное; мое А. 11 Испр.; в ркп. объяся; объято греховною АС. 12 Доб. о мне А; молитеся о мне С. 13 Нет С. 14-14 Нет АС. 15 приведет С. 16 тихо АС. 14-17 В ркп. доб. невлаемо; в АС этого нет. 18-18 пречистая АС. 19 земнородных АС. 20 нашея АС. 21 ты же С. 22 мне АС. 23 Доб.моря АС. 24 В ркп. доб. и. 25 Нет С. 26 архиереом АС. 27-27 всякому дыханию АС. 28 велико АС. 29-29 сего света А; сего века С. 30 тружающихся АС. 31 сучных А; сущих С. 32 вечных А. 33 Доб. посланный и мене избави от суетнаго жилища, Святый аггеле господень А; посланный, и мене избави суетнаго жилища. Святый aггеле С. 34 B ркп. да. 35 приемлиши С. 35-36 Доб. по АС, в ркп. пропуск. 37-37 Нет АС. 38 богородице С. 39 питателнице АС. 40 Нет АС. 41-42 В ркп. нет; доб. по АС. 43-44 В ркп. нет; доб. по А. 45 Нет АС. 46 Нет АС. 47 помощник А; помощнице С. 48 Доб. аггелу АС. 49 Так в АС; в ркп. сотворитель. 50 свершитель А. 51 заповедем А; заповеди С. 52 лиши А. 53 B ркп. нет; доб, по АС. 54-54 B ркп. его и незамлеши никому же; испр. по А; в С скоро пленяеши, и не замедли николи же. 55 Нет АС. 56 Нет АС. 57 боишися А. 58 отрешаеши А; отрееши С. 59 отступаеши А. 60 поемлеши А; поимеши С. 61 Доб. раба твоего А;.нет С. 62 пою АС. 63 Хладодавцу убо пещь А; Хлалодавицу убо пещь С. 64 Доб. и АС. 65-65 Нет АС. 66-66 Мудр сын светлый и светилниче А; мудр сый светлый светилник С. 67 Испр.; в ркп. на поле; в тексте мя. 68 Нет АС. 69 господень А. 70 душею С. 71 Нет С. 72 тpeпеща А. 73 Доб. моего А; своего С. 74 грешной АС. 75 Нет С. 76 тела АС. 77-77 помози ми грешному АС. 78 Пречистая С. 79 Доб. мя АС. 80 Доб. святым росу источи А; святым С. 81 царя АС. 82 небеснаго АС. 83 нетленная АС. 84 непрoхoдима А. 85 сотворша А. 86 му чения А. 87 архаггельскии стоя А; архаггельскии святая С. 88-88 грозна и страшна А. 89 Так А; в ркп. смртосносна; в С. смертьносна. 90 Отсюда пропуск в А до сноски III, 6. 91 Доб. и С. 92 В ркп. измене; испр. по С. 93 доброты С. 94 ceгo С. 95 Нет С. 96 Доб. и праведному С. 97 Доб. и С. 98 векы Слава С. 99 Доб. и С. 100 Нет С.

III,1 Нет С. 2 Доб. же С. 3 рождьши С. 4 Нет С. 5 Нет С. 6 Доб. и АС. 7 богородице С. 8 помилуе С. 9 не удобь видети. Бога человеком не удобь видети А; не удобь видети С. 10 Осквернившу А; Осквернивши С. 11 Нет АС. 12 Нет АС. 13 Далее в ркп. ангела а; исключено согласно АС. 14-14 Нет АС. 15-15 изимаеши ис тела А. 16-16 и тело разтлеваеши А; тело растлеваеши С. 17 молю АС. 18-18 Нет А. 19 пристрашне А; престрашнее С. 20 Нет С. 21 Доб. ю. А. 22-22 представ А. 23 В ркп. божия милости; испр. по АС. 24 Доб. и святая А. 25 тако же С. 26-26 Нет АС. 27-27 от враг А. 28 посланнаго А. 29 Доб. богородице АС. 30-30 В ркп. от огня; испр. по АС. 30а Нет АС. 31-31 Пь сем. А. 32-32 Нет АС. 33Тресвятое АС. 34 От небесных АС. 35 Доб. тя А. 36 полчанина АС. 37 вражиям С. 38 святый А; свята С. 39 аггеле А. 40-42 смертнаго назидает А. 41 Смерть С. 42назидает С. 43 Нет С. 44 праведныя А; праведный С; в ркп. далее зачеркнуто приво. 45 В ркп. представля; испр. по АС. 46 Доб. ны да поем ему аллилуйя АС. 47-47 Нет С. 48 Нет АС. 49 Доб. и А. 50 благодать АС. 51 На этом кончается список С. В списке А доб. тя величаемь. Далее в списке А следует "Молитва к господу нашему Исусу Христу, ко святому архаггелу Михайлу", по-видимому, также принадлежащая Парфению Уродивому.



Источник: Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — СПб.: Издательство "Наука", 1986. — С. 361—378.